Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой сайт

Пятница, 26.04.2024
Главная » 2015 » Январь » 30 » Мировоззренческая значимость решения проблемы бытия
20:51
Мировоззренческая значимость решения проблемы бытия
Базовое доверие миру дает переживание безопасности, непрерывности и стабильности бытия; базовое доверие себе способствует самосохранению и автономному существованию. У правонарушителей возрастное развитие одновременно сопровождается повышением уровня...
Мировоззренческая значимость решения проблемы бытия

Базовое доверие миру дает переживание безопасности, непрерывности и стабильности бытия; базовое доверие себе способствует самосохранению и автономному существованию. У правонарушителей возрастное развитие одновременно сопровождается повышением уровня криминализации и характеризуется специфической динамикой параметров доверия, усугубляющей нарушение социализации: повышением психологической суверенности, развитием склонности больше доверять себе, чем другим людям при выходе из проблемных ситуаций, понижением доверия отцу и повышением – незнакомым людям. Объектом диссертационного исследования является современное общество, рассматриваемое через мировоззренческое осмысление учения русского космизма. Несмотря на то, что в современном обществе многие координаты нового человеческого космоса - мировоззренческие, ценностные, социальные, этические - приобретают новое качество, вряд ли есть основания сомневаться в том, что эти процессы становления новой культуры приведут к утрате значимости творческой активности человека. Стимульный материал представляет собой гипотетические проблемные ситуации («виньетки»), составленные с опорой на описание феноменологии доверия в зарубежных и отечественных теориях. Целью данной работы является построение концепции, которая на основе обобщения главных идей русского космизма предстает как новая мировоззренческая парадигма, альтернативный вариант планетарного развития, потенциал которого может быть востребован в преобразовании современного общества. Выявленные идеи русского космизма на основе единства жизненно-практических, познавательных и нравственно-ценностных ориентаций посредством научных, художественных, религиозных и других форм духовного освоения мира, могут быть использованы при создании альтернативных путей развития мира, и России, в частности.
В научном космизме человек рассматривается в качестве закономерного результата земного и космического развития, который может быть лишь одним из разумных обитателей, возможно существующих в других астрономических мирах. Значение мировоззренческой парадигмы русского космизма для современного социального развития. Системный подход позволяет раскрыть полиструктурность проблемы, внутренние противоречия и перспективы развития общества.
В заключении обобщаются результаты исследования, подводится итог решения поставленных задач.
Разработанные авторские количественные и качественные методики изучения разных аспектов доверия могут быть рекомендованы для исследовательской и диагностической работы с подростками, находящимися на разных уровнях социальной адаптации. Но при этом все же заметим, что сия справедливость неточна: Константин Эдуардович не от формулы шел в Космос, а наоборот — в поиске технических средств решения поставленной им практической задачи (космического полета).
Подытоживая наше исследование, следует отметить, что в преобразовании современного общества велика роль традиционной российской ментальности, роль мировоззренческих идей, формировавшихся в недрах русского космизма. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в теоретической и практической деятельности философов, искусствоведов, педагогов. В данном исследовании мы понимаем доверие как систему априорных убеждений субъекта в благожелательности и надежности мира, многоаспектную мировоззренческую установку, направленную на самого себя, другого человека и мир в целом, и принимающую базовый или ситуативный характер. Важное методологическое значение для нас имели методы концептуально-сравнительного анализа и ретроспективного моделирования отечественных философских направлений, позволяющие проникнуть в смысловые инварианты русского космизма и сопоставлять мировоззренческие модели культурных текстов, вступающих в диалог между собой.
Материал диссертации найдет отражение в преподавании курсов философии, специальных курсов по проблемам общества, человека, культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке мировоззренческой парадигмы русского космизма, позволяющей на основе сопоставления основных ее положений и идей, постичь значимые для преобразования современного общества альтернативные конструкты. Ситуативное доверие правонарушителей также имеет свои особенности: при выходе из проблемных ситуаций они более склонны использовать «эгоцентрический» тип доверия (больше доверять себе, чем другим людям) по сравнению с правопослушными подростками.
Теоретические традиции философии космизма и их мировоззренческое значение в условиях глобализации. Циолковский старался заострить внимание современников на животрепещущих социальных проблемах, делает честь естествоиспытателю, стремившемуся внести в них строгие, независимые от субъективных, в том числе идеологических, пристрастий, критерии и оценки, установить объективные закономерности в развивающемся человеческом мире. В первую очередь, это холистические установки, ищущие некие целостные основания бытия всего сущего; далее - интеграция естественных, технических и социогуманитарных наук при ведущей роли последних, выводящих именно социальные цели и социальные технологии на первый план.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, гипотеза исследования, определяется его объект и предмет, описываются методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представляются положения, выносимые на защиту. В свете глобальных проблем современное развитие общества должно базироваться на началах ноосферной коэволюционной концепции, которая позволит реализовать гармоничное развитие личности и сосуществование человека и природы на началах устойчивого развития. Идеи русских космистов обретают значимость еще и потому, что идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса созвучны с идеями коэволюции, а выдвигаемое ими императивное условие реализации такого идеала - объединение человечества в глобальную 4 планетарную общность, созвучно многим современным концепциям. Глава 2 «Факторы противоправного поведения в контексте проблемы доверия»определяет место доверия среди предикторов отклоняющегося поведения. Чижевского, в особенности проблемы космоземных связей, гелиотараксии, социальной практики занимались Н.Г. Для несовершеннолетних правонарушителей характерен ряд специфических характеристик феномена доверия по сравнению с правопослушными сверстниками, а именно: искажение базового доверия миру, пониженное базовое доверие себе, более выраженная склонность доверять себе, чем другим людям при выходе из проблемных ситуаций. В силу догматизированности понимания проблемы полученные результаты часто оказывались противоречивыми и концептуально непроясненными, порождая скорее разброс мнений, чем связь квалифицированных экспертных суждений по данной проблеме, способствовали распространению активной критики космизма как совокупности концепций утопического толка, в целом, и русского космизма, в частности. По мнению диссертанта, эти исследования заслуживают внимания, особенно в свете современных глобальных изменений, побуждают к научному дискурсу по разным проблемам, поднимаемым русскими космистами.
Ситуативное доверие правонарушителей также дефицитарно, что проявляется в более выраженной склонности к отрицательной интерпретации поведения других людей, гипертрофированной самоподдержке при выходе из проблемных ситуаций по сравнению с правопослушными подростками.
Наряду с моментами деструкции и отрицания старой социоцентрической мировоззренческой парадигмы необходимо особо выделить и опорные моменты формирующейся новой космоцентрической мировоззренческой парадигмы современности.
Эриксона, его представление о базовом доверии миру, причинах формирования базового доверия или недоверия ребенка миру, значении базового доверия для успешного решения задач на последующих этапах его жизни. Мировоззренческие идеи русского космизма обретают популярность, так как оказались в русле напряженных философских поисков понимания места и значения человека как в социальных, природных условиях, так и в масштабах Вселенной. Определена специфика феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола, открывающая базовые мировоззренческие основы и личностные механизмы генезиса криминального поведения как деструктивного способа самоутверждения.
Соответственно, такими социально значимыми ценностями русского космизма могут быть сотрудничество, кооперация, коэволюционное развитие человека и природы, ориентация на духовно-нравственное совершенство личности; установка на стабильность, равновесность и устойчивое развитие могут стать новыми регулятивами человеческой деятельности.


Всесилие науки и знания, являясь в концепциях русского космизма одним из важнейших принципов, созвучно нашему времени, поиску новой мировоззренческой парадигмы в современной отечественной мысли.
Очевиден тот факт, что русские космисты смогли выделить главное из того, что нужно современному обществу, а именно - глобальное понимание проблем и ответственное отношение личности в решении задач вселенского масштаба.
У заключенных, находящихся в колонии в течение более длительного периода, психологическая дистанция с отцом значимо меньше (p=0,024), что может быть связано с переживанием дефицита доверия тюремному окружению и потребностью в защите, опоре, остро возникающей в условиях заключения.
Проблема противоправного поведения подростков ввиду своей многогранности, сложности и все возрастающей социальной актуальности привлекает внимание широкого круга дисциплин, в том числе и коррекционной психологии, что отмечено Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», выделяющего группу «детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения», к которой относятся и несовершеннолетние правонарушители (Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», 2010). Скрипкина понимает доверие как установку-отношение, направленную одновременно на себя и на мир, сущность которой связана с актуальной значимостью объекта доверия и его априорной оценкой как безопасного. Функциональные характеристики жизнедеятельности включались в структуру физического миропорядка, причем природные процессы и явления обретали "смысл", "цель", "благость", а универсальными нормативными регуляторами бытия выступали императивы "космической этики". Эта феноменологически неблагополучная установка может быть предиктором криминального способа самоутверждения. Идея связи человека и космоса проявляется в различных мировоззренческих контекстах, известных как различные интерпретации понятий космизма, технические, гуманистические, мистически-трансценденталистские версии космизма в культуре. Есть целый пласт полемически современных работ, связывающих русский космизм как с мировоззренческим прошлым, так и с мировоззренческим будущим.
В рамках обозначенной методологии мировоззренческие идеи русского космизма рассматриваются нами с позиции целостности, рассматривающего человечество как единый субъект космической деятельности, а его историю -как историю всемирную, вплетенную в ткань эволюции космоса. Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью концептуального осмысления преобразования социума, глобализации как процесса интеграции и обретения целостности человечества и постижения динамики происходящих общепланетарных процессов на основе мировоззренческого наследия русского космизма. Тем более важным представляется сегодня мировоззренческое наследие русского космизма, которое позволит найти ответы на такие важнейшие проблемы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска фундаментальных нравственных приоритетов, осознание путей достижения человеческой всеобщности, решения проблем общемирового экологического кризиса, преодоления упадочных тенденций в области культуры. Гиренка , одного из первых исследователей, обратившихся к трудам русских космистов и поставившего проблему возникновения русского космизма и его классификации и В.Н.
Отмечая многоплановость и основательность достижений в изучении русского космизма, вместе с тем, нельзя не констатировать необходимость мировоззренческого осмысления наследия русского космизма, значимость которого для современного общества неоспорима. Таким образом, наша частная гипотеза подтвердилась: правонарушители при выходе из проблемных ситуаций чаще испытывают пониженное доверие другим людям и потому более склонны опираться на себя по сравнению с правопослушными подростками.
Было обнаружено, что подростки с криминальным поведением отличаются более высокой суверенностью (p=0,012), более склонны доверять себе, чем другим в проблемной ситуации (p=0,065), меньше доверяют отцу (p=0,018) и больше – незнакомым людям (p£0,003) по сравнению с делинквентными подростками. Сюда же можно отнести работы, имеющие социально значимые сведения из области философских проблем естествознания и представленных публикациями Ю.В. Однозначного решения антропокосмической реализации нет, пути к намеченной цели могут быть различны. Смысл доверия заключается в обеспечении связи человека с миром и обеспечении эффекта целостности его бытия. Опираясь на данные современного ему естествознания и практический опыт, он разрабатывал план освоения Космоса, ставил в повестку дня и ряд новых социально-практических и философских вопросов, в решении которых активную роль призваны сыграть мыслящие существа будущего. Бесспорно, космическая философия связывает будущее человечества с освоением космического пространства, с космическим расширением ареала его бытия.
Циолковский выходил на фундаментальные мировоззренческие проблемы, которыми были озабочены мыслители всех времен и народов.
Ситуативное доверие миру обеспечивает кратковременный контакт с миром для удовлетворения ситуативных потребностей; ситуативное доверие себе необходимо для самоподдержки и автономного поведения в проблемной ситуации. Космизм, как один из важнейших мировоззренческих аспектов, присущ учениям и Востока, и философским системам западноевропейской мысли, но наш научный интерес связан русским космизмом, создавшей самобытные ценности. В этом аспекте исследования мы сравнивали выраженность различных тактик доверия в проблемных ситуациях, представляющих собой градиент доверия миру и себе.
Модели построения идеального общества, объединения человечества с точки зрения тех преимуществ и благ, которое это объединение несет, и с точки зрения глобальных проблем и задач, встающих перед человечеством, действительно, заслуживают внимания. Сегодня как никогда востребовано целостное мировоззрение, чтобы возникло адекватное понимание происходящего в единой глобальной социоприродной системе «человек-природа-общество» и решение глобальных, экологических, социальных и других проблем, от правильного решения которых, в конечном счете, может зависеть даже судьба человечества.
Но если первый связывал с нею решение практической задачи, то второй рассматривал сугубо теоретический аспект. Другая черта доверия людям в этой группе – стремление устанавливать более близкие отношения с кем-то из партнеров, чем это наблюдается среди правопослушных подростков, что может быть реакцией на условия социальной депривации. Леонтьев, 1999), переживание подростком угрозы биологическому и социальному его бытию (Е.В. Космизм, которому присущи максимализм, гигантизм и обращенность в отдаленное будущее, ставит перед прогрессивным человечеством задачи, от решения которых зависит будущее человечества.
Это требует от общества решения целого комплекса мировоззренческих, научных, практических проблем, которые востребованы в современном глобализирующемся мире. Калужанину виделась архидолгосрочная космическая эволюция человечества с разрабатываемым им рациональным переустройством всеобщего бытия на положительных нравственных основаниях.
Усмани (Липецкая область); подростки направлены в эти учреждения по решению суда за кражи и бродяжничество.





Просмотров: 743 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]