Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой сайт

Среда, 27.01.2021
Главная » 2015 » Январь » 30 » поурочный план по литературе в 6 классе с нерусским языком обучения
21:22
поурочный план по литературе в 6 классе с нерусским языком обучения
Предметом исследования выступает процесс развития речи учащихся 5 классов национальной школы Кабардино-Балкарии на уроках русской литературы в новых условиях деятельности, связанных с изменившейся в республике языковой ситуацией, с переходом в началь...
поурочный план по литературе в 6 классе с нерусским языком обучения

Предметом исследования выступает процесс развития речи учащихся 5 классов национальной школы Кабардино-Балкарии на уроках русской литературы в новых условиях деятельности, связанных с изменившейся в республике языковой ситуацией, с переходом в начальной национальной школе на родной язык обучения.
Современная социополитическая и языковая ситуация в Кабардино-Балкарии и проблема развития русской речи нерусских учащихся. Дети должны, прежде всего, понимать и хорошо владеть языком межнационального общения, умело выражать свои мысли на неродном языке, без чего они не могут быть коммуникабельными, раскованными в общении. Нами ** посещались уроки русского языка и литературы в национальных и многонациональных школах республики, а также внеурочные мероприятия, изучалась педагогическая документация (все виды планирования, материалы методических объединений, конспекты уроков, раздаточный дидактический материал, применяемая наглядность, таблицы, графики, диаграммы, различные разработки и пр.), письменные работы учащихся, их устные ответы, высказывания, сообщения, доклады.
Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы (На материале национальных школ Республики Татарстан): Дис. Организация учебно-исследовательской работы учащихся старших классов гуманитарного профиля будет способствовать осмыслению типологической общности фольклора разных народов, формированию представлений учащихся о фольклоре как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни коренных народов Севера и человечества. 6) обобщить результаты эксперимента по проверке гипотезы и апробации методической- модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра с использованием авторских материалов: программы, хрестоматии для учащихся и методических рекомендаций по изучению фольклора коренных народов-Севера. Изучение национально-регионального материала в них рассматривается преимущественно в связи с организацией факультативных занятий или специальных курсов, дополнительных учебных дисциплин по изучению родной (нерусской) литературы.
7 класс" для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Е. Но особого внимания требует развитие связной устной речи нерусских учащихся, так как именно она является залогом их дальнейших успехов в изучении всех учебных дисциплин и быстрого развития многих интеллектуальных качеств. На первом этапе нашего исследования (1990-1995гг) был 4 проанализирован уровень владения русской речью в национальных и многонациональных школах Кабардино-Балкарской республики после перевода начального образования на родной (кабардинский и балкарский) языки обучения. Среди множества исключительно сложных и весьма значимых проблем современной школы, задач совершенствования ее учебной и воспитательной деятельности, вопрос языка обучения находится в числе самых острых, злободневных и важных, особенно в условиях национальной республики.
Методическое обеспечение учебного процесса в условиях перехода на профильное обучение: Материалы научно-практической конференции, Москва, 3 ноября 2005г. Методика изучения русской литературы в классах гуманитарного (филологического) профиля (на материале мордовской школы): Автореф.
Особенности обучения русскому языку в современных условиях заключаются в том, что оно происходит в обстановке резко возросшего внимания к изучению родных языков, связанного с курсом на возрождение истории, культуры, традиций коренных народов Кабардино-Балкарии.
На наш взгляд, эта проблема должна представлять серьезный интерес для лингвистов, методистов, психологов, так как она уже достаточно сильно влияет на качество обучения и общее развитие большого количества детей, проживающих в сельской местности.Не претендуя на универсальность и бесспорность методических рекомендаций, содержащихся в данном исследовании, мы надеемся, что ОНИ могут быть использованы с соответствующей корректировкой и адаптацией к существующим конкретным реальным условиям и в национальных школах других регионов. Основная цель исследования состоит в выявлении наиболее оптимальных путей обучения русской устной речи учащихся национальных школ, разработка системы совместной работы педагога -словесника и школьного психолога как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе по активизации их речевой деятельности, выработке у них культуры русской речи. В настоящем исследовании рассматривается проблема изучения фольклора коренных народов Севера (в частности, энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков, проживающих с древних времен на территории Таймыра) в курсе литературы инвариантной части базисного учебного плана 5-6 классов общеобразовательных школ Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края (до января 2008 территория имела статус автономного округа).
Актуальным и необходимым представляется требование специальной подготовки учителя-словесника к началу обучения детей в школе второй ступени, с обязательным углубленным спецкурсом по изучению психологии раннего подросткового возраста и психологических основ билингвизма.Тесная связь в изучении родной и русской литератур не только обогащает духовный мир учащихся, но и прививает интерес к чтению, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы, расширяет представление о русском языке.
Литература как учебный предмет обладает высокими потенциальными возможностями в реализации поставленных государством задач. Поэтому знакомство с фольклором выше названных коренных народов Севера может стать для»учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра ступенькой в постижении, с одной стороны, общечеловеческих духовных ценностей и мировой культуры, с другой, - эмоционально-нравственного потенциала и национальной самобытности культуры коренных народов Севера.
Уровень речевого развития и владения русской устной речью учащихся 5-х классов национальных школ КБР. На современном этапе школа призвана обеспечить свободное владение родным и русским языками, которые должны функционировать параллельно.
Учитывая, что дифференцированный, индивидуальный подход к личности ребенка в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса - этот надежный путь повышения качества образования - пока освоен слабо, мы решили добиться более высокого качества овладения русской связной речью нерусскими учащимися с помощью применения активных педагогических методов и технологий, обеспечивающих активность их познавательной деятельности. Черкезовой и др., посвященных различным аспектам методики изучения произведений русской классики, лирики, теоретико-литературных понятий, биографических и обзорных тем русской литературы в национальной школе. В условиях новой социолингвистической ситуации в Кабардино-Балкарии, сложившейся после перевода обучения в начальной школе на родной язык, должна претерпеть изменение и методика учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы. После многолетнего доминирования в Кабардино-Балкарской республике школы с обучением с первого класса на русском языке и с преподаванием родного языка в качестве учебного предмета произошел переход начального образования на родной язык, в связи с чем в процессе преподавания русского языка и литературы возникли новые трудности. Выявлялся уровень владения учащимися русским языком при переходе в школу второй ступени (в 5-м классе), для чего изучалась техника чтения, уровень разговорной речи, умение семантизировать русскую лексику, уровень грамотности, начитанности, читательские интересы детей и т.д.
Он был направлен на совершенствование методической системы работы по развитию речи учащихся национальной школы в условиях новой языковой ситуации; на поиск новых технологий обучения учеников русской речи. На необходимость использования национально-регионального материала в процессе школьного преподавания учебных дисциплин обращали внимание классики отечественной и зарубежной педагогической науки: А. Подготовка учителя-словесника к использованию психологических механизмов развития и совершенствования русской речи нерусских учащихся. Поэтому вопросы обучения детей языку межнационального общения, каким является русский, невозможно решать без учета языковой ситуации, сложившейся в республике с начала 90-х годов, т.е. Указанная модель может быть использована и при обучении по другим программам литературного образования.
Развитие связной устной речи нерусских учащихся должно строиться с широким привлечением художественных текстов, способствующих усвоению русского языка в его вершинных проявлениях, осознанию его как сокровищницы духовной культуры русского народа. Фольклор коренных народов Севера в 5-6 классах общеобразовательных школ Таймыра целесообразно и возможно изучать в курсе литературы инвариантной части базисного учебного плана для реализации определенных образовательных и воспитательных целей современного литературного образования, ориентированного на воспитание квалифицированного читателя, обладающего читательской культурой, на воспитание духовно-нравственного гражданина России, проявляющего уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Практическая значимость нашего исследования заключается в создании новых технологий обучения русской устной речи, в большой степени опирающихся на достижения психологии, на совместную работу учителей русской и родной литератур и школьных психологов.
В результате этой работы мы получили полное подтверждение целесообразности и необходимости изменения педагогических мер воздействия на учащихся в процессе обучения их русской словесности. Изучение устного творчества коренных народностей Таймыра на уроках литературы: Программно-методическое пособие для учителей литературы.
В дальнейшем это послужит основой для полноценного восприятия литературы народов Крайнего Севера, выявления взаимосвязей между литературами разных народов, понимания их роли в развитии национальной художественной культуры народов России.
На фоне положительной мотивации, в условиях свободного общения создается речевая среда, способствующая закреплению навыков русской речи, полученных в процессе учебной деятельности.Предлагаемая технология позволяет достичь высоких результатов в усвоении русской речи учащимися 5 класса национальной школы, обучавшимися в начальных классах на родном языке. Практическое решение проблемы развития связной речи в условиях национальной школы Кабардино-Балкарии возможно лишь при создании методической системы обучения, предусматривающей широкое использование методов и технологий обеспечения мыслительной, творческой активности школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, психологизации учебного процесса посредством проведения психолого-педагогических мониторингов (непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им), совместной работы с практическим школьным психологом. Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов, основанное на анализе содержания разделов программ по литературе, посвященных фольклору; опирающееся на произведения и теоретико-литературные понятия, традиционно изучаемые в курсе литературы, не только Y не нарушает логики построения курса литературы, но и способствует более глубокому и осознанному его усвоению. Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5 7 классах школ Республики Калмыкия: Дис. Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась собственным опытом исследователя при проведении уроков, чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей литературы в Таймырском окружном научно-методическом центре (март 2005, г. Диалог культур как метод взаимодействия в классах со смешанным национальным составом (на примере русско-армянских классов): Дис. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов в пределах инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных школ Таймыра.
Эта модель может найти свое отражение в соответствующих учебных планах и программах при решении аналогичных проблем и в других районах Крайнего Севера России. Результативность и эффективность методики, реализуемой в ходе опытного обучения, определялась на основе сопоставления результатов обучающего эксперимента в ходе контрольных срезов знаний учащихся по мере его проведения с данными констатирующего исследования. Вместе с тем 5 % учителей обращаются к нему на уроках литературы эпизодически, проводя 2-3 урока в год; 75 % - используют на уроках материал по фольклору коренных народов. Объектом исследования является изучение фольклора в курсе литературы общеобразовательных школ Таймыра. Взаимосвязанное изучение родной и русской литературы в старших (8 10) классах туркменской школы: Дис. Между тем, в настоящее время в условиях сложившейся языковой ситуации в КБР создались вполне благоприятные возможности для успешного формирования национально-русского двуязычия, поэтому развитие речи учащихся (как устной, так и письменной) имеет не только практическое, образовательное, но и воспитательное значение. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края разработанной методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов. Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной (осетинской) школе: Автореф.
Культуроведчесикй подход к изучению лирики в старших классах национальных школ Республики Мордовии: Автореф. Культурологические аспекты преподавания литературы, культуроведческий и этнокультурный подходы к изучению литературы и фольклора представлены в исследованиях 3.
Составной частью системы совершенствования обучения русскому языку является методическая работа с педагогическими кадрами национальной школы, направленная на активизацию их деятельности в области развития речи учащихся, весьма полезно также обновление знаний учителей по формам и методам работы с детьми, глубокое изучение ими психологических основ современного обучения.
Это позволяет обеспечивать полноценное восприятие произведений фольклора коренных народов Севера и произведений фольклора, традиционно изучаемых в курсе литературы; выявлять в них общечеловеческое и национальное содержание, что не только не противоречит регионализации образования, но напротив, усиливает ее. В процессе длительного направленного обучения и взаимодействия с учащимися, а затем и учителями национальных школ Кабардино-Балкарии у нас выработалось твердое убеждение, что именно в развитии устной речи нерусского ученика, обучавшегося в начальной школе на родном языке, залог его дальнейших успехов в изучении всех предметов и быстрого развития многих его интеллектуальных качеств. Коммуникативные же навыки, полученные при обучении на уроках русской литературы, являются стимулом для более глубокого изучения русского языка. По результатам анкетирования, проведенного автором исследования, выявлено, что учителя общеобразовательных школ Таймыра осознают необходимость изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов.


Специфика словарно-фразеологической работы на уроках литературы в IV VII классах национальной школы. Проводилось изучение материалов контроля и руководства по проблемам обучения русскому языку и литературе в органах управления образованием и непосредственно в школах. Внимательное отношение учителя русского языка и литературы к национальным особенностям художественного восприятия учащихся, определяющим их активность в процессе изучения русской литературы, желание овладеть русским литературным языком; • использование в учебной и внеучебной деятельности по литературе большого количества разнообразных ролевых игр с элементами драматизации.
На уроках русской литературы целенаправленное и постоянное внимание должно быть обращено на совершенствование русской речи нерусских учащихся; целесообразно использование интегративных занятий по русскому языку и литературе, родной и русской литературам, на которых эффективно может осуществляться совместная работа учителей-словесников и психологов. Если раньше в 5 класс приходили дети с удовлетворительным словарным запасом по русскому языку, то сегодня налицо неподготовленность учащихся к восприятию материала средней ступени школы. Основные положения работы отражены в научных публикациях соискателя, внедрены в практику подготовки и повышения квалификации учителей русского языка и литературы, организации методической работы с педагогическими кадрами. Было осуществлено тщательное изучение качественного состава педагогических кадров, ведущих обучение учащихся национальных школ русскому языку и русской литературе - их подготовленности к работе, творческого потенциала, психолого-педагогического багажа и т.д. Отсюда, естественно, слабое знание русского языка детьми, наличие в их речи большого количества ошибок. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе (На материале школ Карачаево-Черкесской республики): Дисд-ра пед. Развитие и совершенствование навыков владения русской устной речью в процессе внеклассной работы по литературе. Одним из путей приобщения учащихся к национальной культуре может быть дополнение содержания учебных предметов инвариантной части базисного учебного плана материалом, отражающим культурные, исторические, национальные особенности региона. Сложившаяся социолингвистическая ситуация заставляет использовать, наряду с традиционно сложившимися методами обучения русскому языку, иные методы, новые технологии. Программа интегрированного курса родной, русской и зарубежной литератур для школ малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока. Изучение русского и казахского фольклора в их взаимосвязи как средство приобщения учащихся к культурному наследию народов (5-6 классы русскоязычных школ Казахстана): Дис. Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациональных школ Дагестана (культурологический аспект): Дис.
А Культуроведческий под ход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора, памятников письменности и литературы в национальной (осетинской) школе:- Автореф.
Пособие содержит методические рекомендации по проведению уроков литературы в седьмом классе на основе учебника-хрестоматии, в который вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Севера и соответственно методические рекомендации по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра.
Аксиологический подход позволяет дополнить содержание курса литературы материалами по фольклору коренных народов Севера, обеспечивая взаимосвязь между произведениями разных народов на основе общности духовно-нравственных ценностей, воспеваемых в произведениях фольклора. Ушинский и др., а также современные ученые, исследующие различные проблемы теории и методики преподавания литературы.
Базовый уровень" для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Т.
Итогом третьего этапа нашей исследовательской работы стали рекомендации для учителей русского языка и литературы национальных школ по применению различных средств активизации педагогического процесса путем стимулирования речевой активности учащихся на различных этапах обучения, создание благоприятных условий для реализации принципов коммуникативного обучения.
Основным принципом языковой политики Российской Федерации является сохранение национально-русского двуязычия с обеспечением знания русского языка как языка межнационального общения. Возможно расширение или варьирование круга произведений фольклора для изучения их в курсе литературы 5-6 классов, продолжение изучения фольклора коренных народов Севера: большие по объему эпические произведения, исторические легенды и предания, космогонические воззрения и др.
III этап (2005-2007 годы) Апробация материалов исследования, эксперимент по проверке гипотезы и методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра с использованием выше названных авторских материалов. Предмет исследования — изучение фольклора коренных народов Севера (энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков, с древних времен проживающих на территории Таймыра) в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра. Изучение якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком в Республике Саха (Якутия): Дис.
Оно представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной деятельности педагога-словесника и психолога по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием возможно более комфортных условий для учащихся, когда обеспечивается достижение учащимися запланированных результатов обучения; • преподавание русской литературы с опорой на национальные традиции, культуру, особенности родного языка, в тесной связи с преподаванием родной литературы. Внедрение новых технологий обучения русскому языку невозможно без системной подготовки и переподготовки учителей русского языка и литературы. Потребность образовательных учреждений в использовании этнокультурных особенностей конкретного региона в учебно-воспитательном процессе обуславливает необходимость исследований проблем, связанных с изучением произведений литературы и фольклора народов России в школах с русским языком обучения.
Рабочие программы для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения Л. Изучение и анализ трудов по проблеме исследования в области методики преподавания литературы, педагогики, психологии, литературоведения, культурологии и разработанных в методике преподавания литературы теоретических положений и аспектов изучения произведений фольклора и литературы разных народов позволили сделать выводы о том, что изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра необходимо и целесообразно для более полной реализации определенных образовательных и воспитательных целей преподавания литературы, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала личности и формирование ее ценностных ориентаций. Необходимость создания более эффективной методики развития связной русской речи учащихся, окончивших начальную школу на родном языке, обусловила актуальность и значимость диссертационного исследования. 3) большинство учителей не готово к самостоятельному решению проблемы, связанной с изучением фольклора коренных народов ^ Севера в курсе литературы 5-6 классов. Мы исходим из того, что первостепенной задачей учителя -словесника является обучение нерусских детей навыкам связной, правильной, понятной и грамотной устной русской речи. Сочинения на материале краеведения и русско-национальных литературных взаимосвязей в 8 -10 классах осетинской школы: Дис.
Отсутствие системной работы по развитию устной речи особенно остро ощущается в старших классах, когда учащиеся должны много и активно выступать, делать доклады, сообщения и пр. В связи с изменениями в политической жизни страны, более интенсивным пробуждением и активным проявлением национального самосознания народов, проблема языка обучения детей стала особенно острой и актуальной. Они не только помогают расширить познавательные способности учащихся, но и способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения, прежде всего, через речь, формируют способность к аналитическому осмыслению используемого в играх литературного материала; • проведение внеурочных, дополнительных занятий в разнообразных занимательных формах, вызывающих у детей интерес. 9 класс" для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Т. В ходе исследовательской работы нами совместно с кабинетом русского языка и литературы Кабардино-Балкарского института повышения квалификации изучался и обобщался передовой опыт учителей республики, работающих с использованием наших рекомендаций.
Еще меньше освещены вопросы изучения национальной' литературы или фольклора в курсе русской литературы (Н. Опыт работы показывает, что учителя русского и родного языков, уделяющие постоянное внимание развитию именно устной формы связной речи, добивались больших успехов в овладении учащимися неродным для них языком, что очень благотворно сказывалось в дальнейшем и на формировании письменной речи, т.к. Изучение фольклора коренных народов Севера может осуществляться в курсе литературы 5-6 классов инвариантной части базисного учебного плана. Исследований, связанных с изучением устного творчества энцев, нганасан, ненцев, долган и эвенков, проживающих на территории Таймыра, в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ в настоящее время нет. Приемы и формы совместной деятельности учителясловесника и психолога по развитию и совершенствованию русской устной речи на уроках литературы в 5 классе. В результате исследовательской, аналитической работы было отмечено несоответствие методов обучения русскому языку и литературе, способов подачи материала, характера обсуждаемых проблем потребностям и возможностям детей в овладении неродным для них языком, что приводило к снижению познавательного интереса детей, неполному использованию их интеллектуального потенциала. Научная новизна нашего исследования состоит в том, что оно проводилось в условиях новой языковой политики, когда современные реформы в сфере образования привели к изменению социолингвистической ситуации в школах КБР. Историзм школьного курса литературы: о формировании исторического подхода к художественной литературе. Взаимосвязь в преподавании русской и родной литературы в восьмилетней таджикской школе: Дис. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.ООО "Научная электронная библиотека", г.
От тесной координации работы по развитию родной и русской речи, выявления и ^ • использования межъязыкового переноса системы знаний, умений и навыков, отказа от жесткой регламентации языка общения во многом зависит выработка и становление активного билингвизма в школе второй ступени.Следует отметить, что учителя, работавшие по нашей технологии в течение ряда лет, не только дали ей высокую оценку, но и выразили желание продолжить работу по ней. Методологической основой нашего исследования являются работы известных лингвистов, дидактов, методистов, психологов, а также нормативные документы о преподавании русского языка и литературы в школе.
Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра необходимо осуществлять с использованием потенциала и ресурсов школьного окружения, возможностей учреждений культуры, той среды, где происходит обучение. Изучение русской литературы во взаимосвязях с родной литературой в старших классах казахской школы: Дис. Аксиологический анализ произведений фольклора коренных народов Севера способствует приобщению учащихся не только к национальной самобытности культуры коренных народов Севера, но и к общечеловеческим духовным ценностям (ценностям философского плана; ценностям, характеризующим личностные качества человека и его самого как существа социального). Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (апрель 2007 г.) и для слушателей курсов повышения квалификации кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ (сентябрь 2007 г. Поэтому является правомерным требование к учителю русского языка и литературы национальной школы знать культуру, историю, литературу, обычаи, традиции народа, особенностей родного языка детей, которых он учит.





Просмотров: 744 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]